07 апреля 2022 10 Б
07 апреля 2022 г. 10Б класс
Тема.
Модели коммуникации и стратегия аргументации: монолог, спор, дискуссия.
Задание: сделать конспект в рабочей
тетради, составить два тестовых задания
и один вопрос открытой формы. В этом файле, после теоретического
материала дать ответы на тестовые задания и вопрос открытой формы в печатном
варианте и прислать файл на мою почту. Конспект проверю позже, но обязательно!
Модели
коммуникации и стратегия аргументации: монолог, спор, дискуссия
Монолог
– коммуникативная модель, соединяющая субъекты коммуникации вокруг некоторой
концепции.
Активную позицию в
процессе аргументирования занимает один субъект (учитель, лектор). Аргументатор
и аудитория по-разному относятся к центральному положению, вокруг которого
строится аргументирование. Коммуникативная модель «Монолог» представлена
риторическим треугольником с неявной обратной связью. Главным смысловым и
организующим центром общения в данной модели выступает обращение, в
котором должна быть выражена суть проблемы (тезис — «в чем убеждают?»),
представлены убедительные аргументы (почему следует поддерживать тезис).
Диалог. Спор. Различают спор ради истины — диалог и
спор ради победы -эвристический спор. Различие коммуникативных
целей определяет различие в тактике ведения спора. В диалоге неоспоримо
положение о соблюдении принципов логики, этики, применении только корректных
способов в обсуждении. В эристике техника борьбы не только опирается на
корректные приемы, но предполагает всевозможные уловки, обман, которые
позволяют ввести в заблуждение противника и добиться выгодного результата.
Дискуссия -модель коммуникации, в которой несколько
активных субъектов связаны между собой посредством отношения к общей проблеме.
Ее можно представить риторическим многоугольником, в центре которого
располагается обсуждаемая проблема. Коммуникативная цель каждого вступающего в
дискуссию определяется познавательным интересом, стремлением установить истину,
найти конструктивное решение проблемы. Общий характер обсуждения подчиняется
нормам коллективной деятельности в виде сотрудничества или острой полемики, для
которой характерна борьба мнений при обострении и антагонизме позиций. Цель
аргументирования в данной модели состоит не в опровержении тезисов оппонентов,
а в установлении меры истинности каждого выдвинутого тезиса (и своего тоже).
Общее коммуникативное намерение — подведение тезисов под некое единое
основание, поиск компромиссного решения, обобщение методик, объединение проектов
решения проблемы вокруг одного компромиссного решения. Алгоритм, которому
обычно следуют в этой ситуации:
1) определение
темы и предмета обсуждения;
2) формулирование
проблемы (спорного вопроса);
3) установление
разногласий;
4) осведомление об
имеющихся точках зрения на предмет спора;
5) аргументация
или опровержение соответствующего решения спорного вопроса;
6) интерпретация
результатов обсуждения.
Полемика (от греч. —
враждебный, непримиримый) отличается от дискуссии регламентом и характером аргументирования.
В качестве оснований привлекаются главным образом существующие стереотипы и
нормы. Поэтому полемика — наиболее распространенная форма общения в
социально-политической сфере.
Стратегия делового
успеха предполагает:
• умение создать благоприятную атмосферу обсуждения;
• умение сохранять самообладание и выдержку в
конфронтации! (в соответствии с установкой: побеждает более хладнокровный);
• умение практически применять знание логики (не
терять тезиса не подменять обоснование ссылкой на авторитеты, не противоречить
себе и т.д.);
• умение находить словесную форму для высказывания в
соответствии с его содержанием и коммуникативной моделью;
• умение выбирать словесные обороты, способствующие
достижению конечного результата — признаний своей точки зрения.
Тактика аргументации. Лояльные и
нелояльные уловки в аргументации
Тактика
аргументации — способ наиболее эффективной подачи аргументов, формы
реакции на контраргументы противника, приемы и методы достижения стратегической
цели аргументации. Корректные тактические приемы в аргументации:
1.Создание
трудностей противнику.
2.Применение
доводов противника для опровержения его же тезиса.
3.Концентрация
аргументов накопление в поле аргументации таких доводов, которые
независимо от других поддерживают собственный тезис и опровергают тезис
противника.
4.Деконцентрация
аргументов противника по формуле: «Разделяй и властвуй». Нарушение
единства позиции противника достигается определением слабого звена в системе
аргументов, атакой на слабый аргумент, формированием сомнения в обоснованности
всей позиции.
5.Перекладывание
тягот доказательства на плечи противника. В наименее выгодном положении
оказывается тот, кто вынужден больше доказывать. Это приводит к растрачиванию
аргументов, делает позицию более открытой для критики.
6.Подача наиболее
сильного аргумента в конце — реализация принципа: «Чаще побеждает тот, кто
говорит последний», — имея в запасе сильный довод по существу.
7.Выдвижение
обоюдоострого аргумента.
8.Не доказывать
очевидное!
9.Не выказывать особой
старательности, возражая противнику .Поспешная критика может придать вес доводу
оппонента, стремление любой ценой опорочить тезис противника (или его самого)
может придать оппоненту ореол «оскорбленного и униженного», «гонимого».
10. Подготовка
сильного аргумента. Ради сильного аргумента следует отказаться от
сомнительных доводов. Сильный аргумент лучше ввести в обсуждение не в виде
факта, а в виде вывода, следующего из рассуждения. Именно в этом состоял секрет
Сократа, строившего свои диалоги так, чтобы его оппонент говорил в ответ только
«да» и приходил к определенному заключению. Кроме того, нужно помнить, что
объединение сильных аргументов нецелесообразно (каждый ведет к выигрышу),
слабые аргументы при совместном использовании друг друга дополняют.
Лояльные и
нелояльные уловки в аргументации
Лояльные
(корректные) уловки в аргументации: оттягивание возражения; усиление
давления (атака на слабое звено в аргументации противника, не упуская
инициативы).
Некорректные
приемы в аргументации:
• уклонение от темы (например, введение в поле
аргументации нее не предъявленных тезисов, расширение или сужение собственного
тезиса или поля аргументации оппонента, смещение акцентов);
•аргумент к личности (угрозы, инсинуации, намеки,
разоблачения, ярлыки и прямые оскорбления);
•аргумент к аудитории (использование настроения,
интересов, симпатий и антипатий слушателей);
•демонстрация силы (например, угроза закрыть
обсуждение вопроса, угроза квалифицировать позицию оппонента как не
соответствующую общечеловеческой морали или классовым, групповым интересам);
•искажение предмета обсуждения — диверсия;
•аргумент к невежеству (характерное выражение: «Каждый
образованный человек знает...»).
Уважение чувства собственного достоинства противника,
следование корректным тактическим приемам в процессе аргументирования!
собственной позиции лежит в основе делового стиля общения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий