13 апреля 2022 г. 10Б класс
Тема.
Дискуссия: виды и технологии.
Задание: сделать конспект в рабочей
тетради, составить два тестовых задания
и один вопрос открытой формы. В этом файле, после теоретического
материала дать ответы на тестовые задания и вопрос открытой формы в печатном
варианте и прислать файл на мою почту. Конспект проверю позже, но обязательно!
Дискуссия : виды и технологии
Дискуссия (от лат.
discussio - рассмотрение, исследование) – обсуждение какого-либо вопроса или
группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь
взаимоприемлемого решения.
Таким образом,
дискуссия – это взаимодействие людей в процессе обсуждения, последовательного
высказывания мнений по какому-либо вопросу, теме.
Дискуссия является
разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию
утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних
участников должны относиться к одному и тому же предмету или теме, что сообщает
обсуждению необходимую связность. Сама тема дискуссии обычно формулируется до
ее начала.
Полемика –
разновидность спора, отличающаяся тем, что основные усилия спорящих сторон
направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу.
Дискуссия
отличается от полемики, как своей направленностью, так и используемыми
средствами. Если цель дискуссии – достижение определенной степени согласия ее
участников относительно дискутируемого тезиса, то цель полемики – не само по
себе согласие, а скорее победа над другой стороной, утверждение собственной
точки зрения.
В дискуссии всегда
есть известные элементы компромисса. Тем не менее, она, как правило, в большей
мере, чем полемика, ориентирована на отыскание и утверждение истины.
Используемые в дискуссии средства должны признаваться всеми, кто принимает в
ней участие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению
дискуссии. Употребляемые в полемике средства не обязательно должны быть
настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из
полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для
достижения победы.
Это различие целей
и средств дискуссии и полемики лежит в основе терминологии: противоположная
сторона в дискуссии именуется обычно "оппонентом", в полемике -
"противником".
У каждого из
участников дискуссии должны иметься определенные представления относительно
обсуждаемого предмета. Однако итог – не сумма имеющихся представлений, а нечто
общее для разных представлений. Но это общее выступает уже не как чье-то
частное мнение, а как более объективное суждение, поддерживаемое всеми
участниками обсуждения или их большинством.
Дискуссия – одна
из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и
вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что
не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В
дискуссии снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы
людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность.
К дискуссии близка
такая форма прояснения представлений, как диалог. Он также связан не только с
сопоставлением, но и с определенным противопоставлением точек зрения или
позиций, хотя и не является спором, борьбой мнений.
Диалог – это разговор между двумя лицами, обмен
репликами. Второе определение (переносное) – это переговоры, контакты между
двумя странами, сторонами.
В целом в мировом
педагогическом опыте получили распространение следующие формы дискуссии:
-Круглый
стол — беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа обучающихся
(обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями, как между
ними, так и с остальной аудиторией.
-Заседание экспертной группы («панельная
дискуссия»), на которой вначале обсуждается намеченная проблема всеми
участниками группы (четыре-шесть участников с заранее назначенным
председателем), а затем они излагают свои позиции всей аудитории.
-Форум — обсуждение, сходное с
заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа выступает в обмен
мнениями с аудиторией (классом, группой).
-Симпозиум — более формализованное
обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими
их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
-Дебаты — явно формализованное
обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников
— представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и
опровержений. Вариантом этого обсуждения являются парламентские дебаты
(«британские дебаты»).
-Судебное заседание — обсуждение,
имитирующее судебное разбирательство.
-Техника аквариума — особый вариант
организации обсуждения, при котором, после непродолжительного группового обмена
мнениями, по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии.
Члены команды могут помогать своему представителю советами, передаваемыми в
записках или во время тайм-аута.
-Мозговой
штурм. Это один из наиболее известных методов поиска оригинальных решений
различных задач, продуцирования новых идей. Он был предложен американским
психологом А. Осборном в 50-е годы. В настоящее время считается одним из
методов активизации обучения и лежит в основе многих деловых и дидактических
игр. Метод тщательно разработан и предполагает реализацию требований по
организации группы участников, технологии проведения и правилам поведения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий